понедельник, 21 октября 2013 г.

Отпустить Тимошенко: зачтётся ли прогиб?

Последний рубеж для подписания Виктором Януковичем соглашения с ЕС, похоже, скоро будет преодолён: в Верховную Раду подан законопроект, которым будет разрешён выезд Юлии Тимошенко за границу для лечения.



Эпопея с «посадкой» Тимошенко, вызвавшая бурю эмоций как среди фанатов «дамы с косой», так и в Европе, изначально больше походила на шоу, чем на торжество справедливости. Поводов для привлечение экс-премьерши к уголовной ответственности – больше, чем достаточно. И её старые грехи в торговле газом, и так и не закрытое дело о краже имущества российского Минобороны, и афера с приобретением антигриппозных препаратов по завышенным в несколько раз ценам у аффилированных компаний Тимошенко, и покупка втридорога негодных машин скорой помощи. Если хорошо покопаться, то найдутся другие моменты воровства, «кидков» и банального мошенничества, совершённых в её бытность руководителем «ЕЭСУ». Например, в 2011 году в руки автора попадались документы присвоения «ЕЭСУ» чужой электроэнергии на многие миллионы гривен. Но для осуждения было выбран самый спорный проступок, справедливость возмездия за который понятна только юристам, а не простому обывателю.

Сказать, что приговор вызвал жалость и сочувствие очень у многих жителей Украины – ничего не сказать. Отсюда выплывает подозрение, что кураторы из Администрации президента, отвечавшие за «срок для Юли», действовали с какой-то задней мыслью, преднамеренно добиваясь роста популярности Тимошенко. И их подача была принята и великолепно отыграна штабом вначале БЮТ, а потом и «объединённой оппозиции», приложившим максимум усилий для того, чтобы «дама с косой» воспринималась в Европе, где наказания за экономические преступления должностных лиц не столь суровы, как политическая узница, как «несправедливо осуждённая».

Титанические усилия по приданию Тимошенко статуса мученицы увенчались успехом: никто ни на Западе, ни собственно на Украине, не помнит о персональной камере «люкс», по удобствам обитания превосходящей жильё доброй половины граждан Украины и очень многих европейцев. Для многих является открытием, что Тимошенко уже второй год содержится не в колонии, а в больнице, где для неё специально оборудовали ещё более люксовую палату. Почти никто не вспоминает, как для Тимошенко завозили персональный «фирменный» массажный стол, поскольку на любом другом она отказывалась принимать массажные процедуры. Сложно разыскать в СМИ информацию, из каких именно ресторанов заказывает «политическая узница» себе питание: руководство харьковской больницы не скрывает, что от еды высочайшего класса холодильник в палате Тимошенко просто ломится. Только изредка мелькают сообщения о ежедневных нескольких посетителях «заключённой №1», ради которых рядом с палатой оборудована комната свиданий.

Не менее загадочна и болезнь Юлии Тимошенко. То она прикована к постели, но прекрасно с неё встаёт и даже по несколько минут стоя сливается в страстном поцелуи со своим «адвокатом». То весь мир с замиранием сердца следит, предоставили ли ей ходунки, без которых она не в состоянии сделать и шага, но если и делает этот шаг, то непременно на семисантиметровых каблуках. Правда, только когда её не снимает камера. Если же замечает видеокамеру, то вспоминает про страшное заболевание и, сообразив, что вышла из роли болезной, смущённо опускает «пятую точку» на мягкое сиденье. Издевательства «преступных тюремщиков» заставляют страдалицу по несколько дней спать на полу, что не под силу даже людям со здоровой спиной. А вылечить её способны врачи исключительно одной-единственной германской клиники, кроме которых Тимошенко никого к себе не подпускает, опасаясь быть отравленной стетоскопом и тонометром.

Впрочем, довольно стебаться над бредом, генерируемым ближайшим окружением Тимошенко и на сотни голосов повторяемым оппозиционными и зарубежными СМИ. Этот бред не так безобиден, как может показаться. Его цель – вызвать стойкую ненависть населения Украины и Европы к действующей украинской власти и лично Виктору Януковичу. Ненависть, сопоставимую, разве что, с той ярость, что испытывает лично Юлия Тимошенко.
Да, и Янукович, и чиновники из его окружения прекрасно понимают, что их участь будет куда более горькой, чем нынешняя неволя экс-премьерши, стоит оппозиции взять власть в свои руки. Сколько бы они не разваливали оппозицию, всё поменяется в мгновение ока, едва Тимошенко окажется на свободе. И это будет началом её триумфального возвращения во власть и их печального отбывания тюремного заключения в куда более некомфортных условиях. Избежать его не поможет даже признание ими колониальной зависимости Украины от ЕС, коим является подписание соглашения о Зоне свободной торговли с Евросоюзом. Именно поэтому самое жёсткое сопротивление прессингу Европы происходит вовсе не в вопросах защиты украинской экономики или сохранении хотя бы видимости независимости страны, а именно в деле освобождения Тимошенко из тюрьмы.

В том, что Европе глубоко плевать и на права человека, и на демократию, и на верховенство закона, и на соблюдения хотя бы видимости уважения к украинскому законодательству, может сомневаться только конченный аутист.

Если бы европейцев беспокоило соблюдение прав человека на Украине, то заботились бы они не о лечении одной-единственной ВИП-узницы, а об улучшении содержания десятков тысяч других, более нуждающихся в лечении украинских заключённых. Например, экс-социалиста Василия Волги, не симулирующего таинственное заболевание спины, а реально перенёсшего операцию на позвоночнике и нуждающегося в повторной.

Если бы европейцев беспокоила демократия, то требовали бы они не участия в выборах осуждённой Тимошенко, а проведения референдума о подписании Украиной соглашения с ЕС, которым страна лишается суверенитета. Тогда бы Европа возмущалась судебными запретами на проведение этих референдумов.

Если бы европейцев беспокоило верховенство закона, то они не требовали бы освобождения из под стражи Тимошенко, подозреваемой в организации заказного убийства политика. Напоминаем: это – одно из тягчайших преступлений, за которые преступники преследуются во всём мире. Не говоря уже о том, что существует решение суда об осуждении Тимошенко, которое никто не отменял.

Если бы европейцев беспокоило соблюдение хотя бы видимости уважения к украинским законам, то не было бы абсолютно бредовых предложений Кокса и Квасневского о «частичном помиловании». Ну, не существует в украинском законодательстве такого понятия, а для помилования полноценного существует процедура, исполнить которую просто невозможно по ряду обстоятельств. Во-первых, для этого нужно личное обращение осуждённого, чего Тимошенко делать не хочет. Во-вторых, необходимо признание осуждённым своей вины и раскаяние, чего Тимошенко также делать не хочет. В-третьих, заключённый должен отбыть не менее половины установленного судом срока, а Тимошенко не отсидела даже его трети.

Суть давления еврокомиссаров и руководителей европейских государств на Януковича только в одном: окончательно добиться того, чтобы он сломался, продемонстрировал, что готов унизиться сам и унизить свою страну ради призрачной гарантии собственной безопасности и спасения собственных капиталов, хранящихся в Европе. Почему призрачной? Да потому что европарламентарий Яцек Сариуш-Вольский уже откровенно заявил, что Янукович будет сидеть после окончания президентской каденции. Если согласится нынешний гарант Конституции на такое унижение, нарушит все мыслимые и немыслимые, писаные и неписаные законы, значит, до конца своего президентского срока будет делать вообще всё, что от него потребуют. Ну, а потом его можно будет выбросить на помойку: кому нужна тряпка, не способная постоять даже за свою честь? Не согласится – заменит Тимошенко в камере после президентских выборов: кому он в Европе со своим шлейфом «тирана» нужен, если есть более сговорчивые кандидаты?

Но вопрос законопроекта о том, чтобы выпустить Тимошенко «на каникулы» для лечения остаётся на повестке дня. Пусть он нарушает всю структуру судебно-процессуального и уголовно-процессуального законодательства Украины, поскольку принятие его потребует просто гигантского количества изменений в украинских законах. Ведь просто не существует в природе процедуры, регламентирующей передачу другим странам заключённых, отбывающих на лечение. Как это делать, кто будет обеспечивать соблюдение норм и правил содержания такого заключённого за рубежом, каковы условия и сроки лечения и реабилитации, на каких условиях будет производиться возврат такого заключённого, как будет учитываться это лечение в сроке заключения?

Вопросов масса! Ответ на них один. Но тоже со знаком вопроса: что Януковичу дороже – собственная честь или желание угодить Европе? Решит он, что лучше прослыть безвольной тряпкой, но на некоторое время уберечь «сбережения на чёрный день», к 28 ноября Тимошенко, несмотря ни на какие противоречия, коллизии и законы уедет в Германию. Решит, что уже достаточно прогнулся перед Европой – так и будет Юля жаловаться на свою неизлечимую загадочную болезнь до приговора суда по обвинению в организации заказного убийства.


Александр Горохов, специально для "Аналитик.UA"

Комментариев нет:

Отправить комментарий