воскресенье, 29 декабря 2013 г.

СОЛЖЕНИЦЫН КАК ИСТОРИК: НЕРЯХА ИЛИ ЛЖЕЦ?


24719_900Без сомнения в историю ХХ в. судьба писателя А. И. Солженицына вписана. И что-то в его судьбе есть титаническое. Может даже прометеевское.
Однако само содержание его творческой деятельности ещё долго будет вызывать вопросы.
Например, был ли он великим писателем? Мне лично его произведения не нравятся: ни по стилю, ни по форме, ни по содержанию. Хотя в своё время «Один день Ивана Денисовича» прочитал с интересом. И сделал вывод по ассоциации: у нас так было в армии. А значит, в известном смысле, все, кто служил в армии — сидел 2-3 года в зависимости от рода войск.
С другой стороны, если мне не нравится, это не значит, что кто-то другой не тащится от его произведений и не является его горячим поклонником.
И я к этому отношусь с уважением. Мало ли кого он чем-то перепахал.
Впрочем, есть область, где я могу оценить его профессионально. Как специалист. Это - история. И вот тут хороших слов у меня становится мало.
Почему? Потому, что с историей так поступать нельзя. Когда Александр Дюма говорил, что история — это гвоздь, на который он вешает свою картину, я могу его понять. И он действительно крутил историей как хотел, за что его книгами и героями теперь режиссёры всех стран крутят как хотят в свою очередь.
Но даже самая возвышенная цель не может оправдать использованные им средства. Я имею в виду его самую скандальную книгу «Архипелаг Гулаг», технология написания которой была построена на ЛЖИ. Поэтому т.н. «7 НЕТОЧНОСТЕЙ» его «романа» вызывают у меня умиление. Какие же неточности? Ведь у него неточности получаются как в анекдоте: «Гиви, сколько будет дважды два?» «Ну так, семь-восемь».
Ведь борясь с ненавистным им режимом, он не равнялся на вечность. И значит, его роман останется примером лжи, большой и наивной. И «опыт художественного анализа» его срам прикрыть не может. В результате свою работу он свёл к спору между невежеством и несправедливостью. Причём, и то, и другое у него присутствует. делая его логику, как написал автор предлагаемых»неточностей» «вне всякой логики».
Кстати, список «НЕТОЧНОСТЕЙ» Солженицына можно продолжить и далее. Например, в его «статистике» по Великой Отечественной войне…
2

7 неточностей романа «Архипелага ГУЛАГ»


Комментариев нет:

Отправить комментарий